Поиск по номеру лота

Другие объекты в открытом доступе

 

Обзор последних новостей

11 Фев 19

Сотрудничество с Фондом развития промышленности помогло Нижегородской области привлечь инвестиции в объеме 7,5 миллиарда рублей. Об этом рассказал глава региона Глеб Никитин. По его словам, на рассмотрении в данный момент находится еще тринадцать заявок, которые могут принести в экономику еще 3,6 млрд рублей.

12 Ноя 18

Проект строительства Ледового дворца в Нижнем Новгороде обсуждается уже несколько лет, однако, до вчерашнего дня не было точной информации о том, где именно он расположится. Одним из наиболее вероятных участков под возведение арены называлась территория неподалеку от Молитовского моста.

07 Ноя 18

Проект строительства Ледового дворца в Нижнем Новгороде обсуждается уже несколько лет, однако, до вчерашнего дня не было точной информации о том, где именно он расположится. Одним из наиболее вероятных участков под возведение арены называлась территория неподалеку от Молитовского моста.

Рынок недвижимости на пороге роста

На очередной встрече Дискуссионного клуба «Делового квартала» эксперты обсуждали ситуацию на нижегородском рынке жилой и коммерческой недвижимости в посткризисное время. Несмотря на то что за последние два года спрос и цены на недвижимость серьезно упали, участники дискуссии все же склонны считать, что нижегородский рынок скорее жив, чем мертв.

Участники

Ольга Сажина директор по маркетингу ООО «Жилстрой-НН»
Борис Горелик генеральный директор ГК «Триумф»
Татьяна Романчева директор Нижегородского Центра научной экспертизы
Елена Недоспасова директор АН «Виват-Риэлти»
Олег Виндман директор региональной дирекции по Приволжскому федеральному округу
Игорь Лейфер генеральный директор АН «Орион НН»

Российские эксперты по итогам ряда исследований региональных рынков жилья на предмет их жизнеспособности и активности в посткризисный период причислили Нижний Новгород к городам, где пока еще присутствует стагнация.

Первым решил развеять этот миф генеральный директор ГК «Триумф» Борис Горелик, который считает, что, по сравнению с показателями двухгодичной давности, ситуация на нижегородском рынке выглядит «весьма живенько». По его мнению, рынок вовсе и не умирал, а сегодня можно однозначно говорить, что растут количество сделок и оборот на местном рынке по отношению к 2009 году и началу 2010 года.

Присоединившаяся к обсуждению директор Нижегородского Центра научной экспертизы Татьяна Романчева тут же стала приводить цифры: «В разных регионах цены на недвижимость в кризисные годы упали от 18 до 27%. У нас этот показатель составил порядка 25%. Но если сравнивать цены августа 2009 года с августом 2010 года (третий квартал), то цены снизились на 6%, с начала 2010 года — на 2%. То есть рост цен замедлился. Все по законам маркетинга и экономики. Если мы попали в кризис, то эта «яма» будет два-три года, а дальше — дефицит предложения и, соответственно, рост цен». Также, по ее словам, очень часто ситуация в Москве влияет на цены в регионах: если в столице начался рост цен, то через год-полтора он дойдет и до нас.

При этом эксперты отмечают, что в последнее время платежеспособный спрос граждан повысился еще и за счет появления на рынке доступного жилья экономкласса. Это объясняется, с одной стороны, никуда не ушедшими потребностями нижегородцев в жилье, с другой — общей нехваткой денежной массы, финансовыми последствиями кризиса.

В дискуссию вступила директор по маркетингу ООО «Жилстрой-НН» Ольга Сажина, которая рассказала о проекте компании. «Для нас кризисный год был тяжелым, нам даже пришлось остановить свой завод. Но в один момент мы поняли, что надо что-то менять. И тогда родился новый антикризисный проект, в рамках которого мы предлагаем квартиры стоимостью 30–35 тыс. рублей за кв.м. Себестоимость квадратного метра в новых домах уменьшена за счет сокращения мест общего пользования и в целом метража квартир», — поясняет госпожа Сажина. По ее словам, спрос на такое жилье колоссальный, очередь на квартиры — в несколько тысяч желающих.
Генеральный директор АН «Орион НН» Игорь Лейфер также считает, что на рынке наметилось некоторое шевеление, но связано это, по его мнению, с серьезным объемом сертификатов на жилье для военных, ветеранов и бюджетников. «Осенью прошлого года было то же самое, и на какое-то время государственные вливания даже подняли рынок, потом опять произошло падение. Так что пока говорить о стратегическом росте и выходе из кризиса рано. Рынок встал и стоит», — считает эксперт.
В свою очередь, директор АН «Виват-Риэлти» Елена Недоспасова сообщила, что их компания уже вышла на докризисный уровень сделок при том, что доходность не выросла из-за низких цен: «Да, на самом деле сертификаты немного оживили рынок, но существенный вклад в это внес оживившийся спрос на ипотечные кредиты».

Доступная ипотека — стимулятор спроса

Директор региональной дирекции по Приволжскому федеральному округу банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) Олег Виндман подтвердил, что спрос на ипотеку в 2010 году существенно вырос: «По итогам девяти месяцев 2010 года наш банк выдал ипотечных кредитов в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. И спрос продолжает расти». Главной причиной стало изменение в банковском секторе, ипотека стала существенно доступнее, чем в прошлом году. И в дальнейшем, если банки будут снижать процентные ставки, это послужит некой причиной роста спроса на ипотечный продукт и на недвижимость в целом.
Ольга Сажина напомнила, что банки в кризис серьезно ужесточили требования к заемщикам, к их платежеспособности, в результате чего средний кредит упал с 1,3 млн рублей до 800–900 тыс. руб. При этом она отметила, что среди банков началась борьба за клиента. «Я в ипотеку всегда верила!», — с улыбкой сказала госпожа Сажина.
На вопрос модератора Дискуссионного клуба директора журнала «Деловой квартал» Светланы Лузановой, поменялась ли в кризис аудитория заемщика, участники встречи в один голос заверили, что нельзя однозначно проследить тенденцию. Это зависит от многих параметров. «Если изменится структура предложения на рынке, то целевая группа поменяется. А если меняются условия кредитования, то целевая группа тоже не останется прежней», — пояснила Татьяна Романчева.
Олег Виндман заметил, что у каждого банка своя целевая аудитория. «У нашего банка кредитная политика консервативная, как у любого международного банка, соответственно, я знаю, кто моя целевая группа. И в кризис она не поменялась: 40% составляют наемные работники, 60% — собственники бизнеса».
И все же несмотря на подвижки на рынке жилой недвижимости, по мнению участников дискуссии, в ближайшее время каких-либо серьезных изменений в сторону роста или падения цен ожидать не стоит.

По подсчетам Татьяны Романчевой, к концу года цены на вторичное жилье немного вырастут, что обусловлено сезонным явлением и недостаточным предложением на первичном рынке. В свою очередь, первичный рынок вряд ли поднимется в цене и стабилизируется на следующих отметках средних цен: 40 тыс. руб. — цена за кв.м. на экономжилье, 48–49 тыс. руб. — на жилье бизнес-класса и 82 тыс. руб — на элитное жилье.
Елена Недоспасова выразила мнение, что интерес к недвижимости на первичном рынке будет расти, но изменение цен будет обусловлено себестоимостью или инфляцией. «Что касается вторичного жилья, то возможно, что к ноябрю-декабрю произойдет сезонный подъем цен. Было бы неплохо, если бы этот рост составил 2–3%. Но, если честно, в это верится с трудом. Скорее всего, цены сейчас замрут», — рассуждает г-жа Недоспасова.
Следующий год также не предвещает особых перемен. «Весной на первичный рынок выйдут новые проекты, поэтому не исключено, что цены будут повышаться, но небольшими темпами», — уверена госпожа Романчева.

Долгосрочная аренда выручит рынок

Если рынок жилой недвижимости медленно раскачивается после кризиса, то, по единодушному мнению экспертов, рынок офисной недвижимости вовсе лежит на дне, и пока предпосылок к его росту нет.
По оценкам Бориса Горелика, только за год — с сентября 2009 года по сентябрь 2010 года — цены на офисную недвижимость в Нижнем Новгороде упали на 10%.
Татьяна Романчева заметила, что основное падение произошло в момент, когда начался кризис. Но есть еще один показатель, характеризующий ситуацию с офисными центрами, — это коэффициент пустующих помещений. «Если этот показатель равен 3–4% — офисный рынок живет хорошо, цены идут вверх на 20%. Когда коэффициент 8% — уже хуже. Сегодня коэффициент пустующих помещений — 15%. И пока мы видим такой коэффициент незаполнения, не приходится говорить о том, что цены на аренду будут расти», — считает эксперт.

По мнению участников дискуссии, еще одним неприятным моментом, который будет сдерживать рост рынка офисной недвижимости, — это изменения в налоговом законодательстве, которые вступят в силу с 1 января 2011 года.
При этом ситуация в торговой недвижимости вполне сносная. «Ставки на первых этажах, которые, как правило, занимает продуктовый ритейл, вообще никак не изменилась. Кризис — не кризис, а кушаем мы всегда. К третьему-четвертому этажам риски незаполнения выше и ставки более гибкие, но все зависит от концепции торгового центра», — рассуждает Татьяна Романчева.

С ней соглашается Ольга Сажина, которая привела пример из опыта работы своей компании: «В торговом центре на улице Родионова, который мы собираемся сдать в декабре, нам пришлось переделать все офисные помещения, которые не пользуются спросом, в торговые».
По мнению экспертов, сдвинуть с мертвой точки рынок коммерческой недвижимости может только долгосрочная аренда помещений — на 10–15 лет. «Сейчас самое время заключать договоры по минимальной ставке на длительное время. Тогда цены стабилизируются, а со временем пойдут вверх», — рассуждает Татьяна Романчева.

Олег Виндман:

«По итогам девяти месяцев мы выдали ипотечных кредитов в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года».

Татьяна Романчева:

«Сейчас самое время заключать договоры по минимальной ставке на длительное время».

Игорь Лейфер:

«Пока говорить о стратегическом росте и выходе из кризиса рано. Рынок встал и стоит».

Борис Горелик:

«Рынок вовсе и не умирал, а сегодня можно однозначно говорить, что количество сделок растет».

Ольга Сажина:

«Я в ипотеку всегда верила!»

Елена Недоспасова:

«Интерес к недвижимости на «первичке» будет расти, но изменение цен будет обусловлено инфляцией».

Ольга Сажина:

«В торговом центре на улице Родионова мы переделали все офисные помещения в торговые».

Олег Виндман:

«В кризис целевая аудитория не поменялась: 40% — наемные работники, 60% — собственники бизнеса».

 

 

Источник: Агентство бизнес мониторинга

Воспользуйтесь фильтром, чтобы увидеть все предложения в кластере


Другие объекты в открытом доступе